ЗА ЧТО БЕАТА ТЫШКЕВИЧ ПОЛУЧИЛА ПОЩЕЧИНУ ОТ КОНЧАЛОВСКОГО, И ПОЧЕМУ ЗНАМЕНИТАЯ АКТРИСА ИСЧЕЗЛА С ЭКРАНОВ.

Кадр из фильма "Кукла"

Отец Беаты, имеет графский титул, а мать происходила из княжеского рода Потоцких. Детство Беаты прошло в богатстве и роскоши. После Второй мировой войны ее отец эмигрировал в Великобританию, а мать вместе с Беатой и ее братом поселились в Варшаве. Наступили сложные времена, в те годы семья жила в 12-метровой комнате без отопления, и конечно денег не хватало даже на еду. Беата, не мечтала стать актрисой, но однажды в школе ее заметил ассистент режиссера и впоследствии юной красавице предложили сняться в кинокартине «Месть». С этого момента начались первые шаги Тышкевич в кинокарьере. Спустя годы Беата скажет: «Это не я выбрала кино, а оно выбрало меня».
Кадр из фильма "Кукла"

В середине 1960-х Беата Тышкевич уже была популярной актрисой не только на родине, но и за пределами Польши. Зрители советского союза также были знакомы артисткой по роли в фильме «Встреча со шпионом», но более широкую известность она получила благодаря съемкам в картине Андрона Кончаловского «Дворянское гнездо». Первая встреча режиссера и актрисы произошла за несколько лет до того, когда Беату пригласили на кинофестиваль в Москву — это был 1961 год. На этом мероприятии она познакомилась с Сергеем Михалковым, который пригласил актрису в гости на свою дачу, где собиралась творческая интеллигенция советского кинематографа, и познакомил Беату со своими сыновьями. У Андрона и Беаты разгорелись чувства друг к другу, их захлестнул бурный роман, о котором впоследствии оба вспоминали с теплотой и нежностью. Ради красавицы актрисы он был готов совершать любые безумства — однажды влюбленный Андрон даже продал рояль, чтобы купить дорогой подарок Беате. Она долгие годы берегла его письма, и признавалась: «После общения с ним трудно воспринимать других мужчин. Со всеми остальными скучно».
Беата Тышкевич

В своих мемуарах — книге «Возвышающий обман» Кончаловский позже напишет об их отношениях: «Мы познакомились году, наверное, в шестьдесят первом. Она приехала на фестиваль, я втюрился в нее до смерти. Она была для меня польской звездой — далекой, заманчивой, соблазнительной, недосягаемо красивой. Мы гуляли по летнему лесу. Взяли с собой плед, вышли на опушку. Отчетливо, до мелочей помню эти мгновения. Вокруг березы, высокий-высокий хлеб. Мы легли на плед и вдруг почувствовали, что все очень серьезно. Целовались… Она уехала и стала писать мне письма. Обычно это были письма со съемок, на обратной стороне контрольных фотографий из тех картин. У нас началась прекрасная дружба. Замуж она вышла не за меня, а за Вайду. Как ни странно, я чувствовал, что Вайда меня к ней ревнует…». Впрочем, брак с польским режиссером Анждеем Вайдой вскоре распался.
Беата Тышкевич и Андрон Кончаловский

В 1969 году Беата снова приехала в СССР – для съемок в кинокартине «Дворянское гнездо». К ней стал проявлять свою симпатию и студент третьего курса ВГИКа Валерий Плотников, который фотографировал процесс съемок. Кончаловский жутко ревновал и раздражался. Однажды произошел неприятный инцидент, о котором актриса очень не любит вспоминать. На съемочной площадке в одной из сцен у нее не получалось расплакаться, и Кончаловский с размаху влепил ей пощечину. Об этом Беата Тышкевич позже откровенно рассказывала: «Мы остаемся вдвоем перед камерой, вокруг никого нет. И вдруг он как размахнется и как даст мне по лицу! С такой силой, что я думала, у меня голова с плеч соскочит…. Во мне все закипело. Нет, это невозможно пережить! Я здесь не останусь! Самолетом, поездом, автостопом, пешком — чем угодно, только домой, в Варшаву!… Бегу в халате через весь парк, Андрон меня догоняет, падает на колени: «Умоляю, сыграй! Вот сейчас сыграй… Плачь, плачь… Я тебе еще и лимон дам». Что тут скажешь? Циник. Но самый любимый».
Кадр из фильма "Дворянское гнездо"
Кадр из фильма "Дворянское гнездо"

Несмотря на этот неприятный эпизод, спустя время актриса и режиссер простили друг друга, и смогли остаться добрыми друзьями. Роль в «Дворянском гнезде» Беата называла одной из самых лучших в своем творческом пути, а о пощечине говорила как о «производственном моменте». Через годы на кинофестивале в Риге, Тышкевич вручала приз Андрону Кончаловскому, она публично сказала со сцены: «Вот мужчина, который весьма специфическим образом научил меня, как любить, смеяться и как плакать».
Беата Тышкевич

Когда съемки в СССР были окончены Тышкевич вернулась в Польшу. Актриса, продолжала сниматься на родине. Даже в более зрелом возрасте она всегда выглядела элегантно и утонченно, и по-прежнему ей предлагали играть роли аристократок. До конца 1970 годов актриса была популярной и царствовала на широких экранах, но затем ее карьера пошла на спад. Тышкевич, на родине все чаще стали приглашать играть роли второго плана, а в средине 1980 годов в советском союзе о ней и во все забыли. Эпоха перестройки отразилась и на кинематографе — стали заявлять о себе новые героини, а картины польского производства утратили совсем свою популярность.
Кадр из фильма "Ночи и дни"

Только в 2001 году о польской актрисе Беате Тышкевич, снова вспомнили в России. Ее пригласили сыграть роль в военной драме «В августе 44-го…», а в 2013 году она снялась в кинокартине «Линия Марты». После развода с супругом Анджеем Вайдой, актриса была в браке еще дважды, но оба закончились разводом. Сегодня Беата, называет любовь: «занятием трудным и малоэффективным», и «тяжелой заразной болезнью», а своим главным достижением считает рождение двух дочерей.
Беата Тышкевич
Беата Тышкевич
Беата Тышкевич с дочерьми

В последние два десятилетия актриса снимается редко, от случая к случаю, в среднем в одном фильме в 2-3 года. Главные роли ей уже давно не предлагают, а вот в образах аристократок она по-прежнему убедительна – так, в 2015 г. она сыграла графиню в польском фильме «Праведник». Впрочем, «играть» графинь ей не приходится – царственная осанка и в 80 лет говорит сама за себя!
Кадр из фильма "Праведник"
Беата Тышкевич

В последние два десятилетия Беата снимается в кино крайне редко. На главные роли актрису уже давно не приглашают, а вот героинь-аристократок Тышкевич по-прежнему играет убедительно. В 2015 году она была блистательна в образе графини в кинокартине «Праведник». Сейчас Беате Тышкевич 80 лет, актриса выглядит не только знатной графиней на экране, но и в жизни ее царственная осанка и красота до сих пор восхищает зрителей.
Беата Тышкевич