История British American Tobacco



К моменту создания BAT, империи Джеймса Дьюка и American Tobacco Company принадлежало две трети активов совместной компании. Мечта о глобальном захвате табачного рынка для Дьюка сбылась, вместе с BAT ему достались права на торговые марки, производственные активы, сигаретные заводы в Германии, Канаде, Австралии, Японии и Южной Африке. Основная задача BAT на тот момент состояла в захвате и развитии табачного рынка Китая.

В течении первых десяти лет жизни BAT, компания активно интегрировала рынок Китая. Под руководством опытного продажника BAT, Джеймса Томаса, была создана целая сеть филиалов компании на рынке Шанхая. В сеть активно включались опытные торговцы из местных, ранее к табачной промышленности отношения не имеющие. Позднее силами BAT были открыты и подконтрольные сигаретные заводы, выпускающие адаптированную продукцию ориентированную на местных жителей Поднебесной. Важным элементом стратегии BAT стала поддержка местных плантаторов, производителей табачного листа. Собственные плантации позволили не только увеличить прибыли, но и придать рынку Китая большую мобильность, независимость от поставок из-за рубежа.

Отработанная на Китае стратегия захвата рынка отлично себя показала и на свободных рынках Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. То есть BAT скорее не захватывал рынок, он его формировал под собственные нужды.
президент British American Tobacco с 1914 года - англичанин Хьюго Канлифф-Оуэн

Когда к 1914 году, Джеймс Дьюк отошёл от дел, его место в кресле президента компании занял англичанин Хьюго Канлифф-Оуэн. Преемники Дьюка в будущем не смогли удержать бразды правления и большая часть акций BAT вскоре перекочевала в активы Imperial Tobacco. Теперь первую скрипку на табачном рынке играли англичане.

В эру правления Канлиффа-Оуэна продолжилась агрессивная экспансия табачных рынков третьего мира и не только. Так британцы провели несколько важных инвестиций на рынках в Германии и США, где они приобрели Brown & Williamson Corporation в 1927 году. Так же именно британцами был введён новый тип управления табачными «колониями». На всех региональных представительствах были установлены управляющие с достаточно широкими полномочиями и свободой действий. Однако раз в полгода, каждый из представителей, должен был отправлять подробный отчёт в головной лондонский офис BAT. Эта система управления особенно хорошо себя показала в период с 1930-1940 годов, когда началась Вторая Мировая. И не смотря на то, что прибыл компании, по сравнению с 1920-ми, в это время упала, BAT смогла удержаться на табачном рынке и не сдать своих позиций.

В ранние послевоенные годы BAT боролся в основном с внутренними проблемами. Так, после смерти в 1947 году, Канлиффа-Оуэна наметился кризис преемственности — его просто не кем было заменить. До 1953 года место президента BAT было вакантным, пока его не занял Дункан Оппенгейм. В период правления Оппенгейма основной упор ставился на попытки сохранить Империю BAT. А она разваливалась на глазах. Так ещё в 1949 году, после коммунистической революции в Китае, BAT полностью потеряла свой самый крупный рынок. Чуть менее крупные потрясения BAT получила и на рынках Египта, Индонезии и Индии.

К началу 1960-х BAT начала испытывать проблемы и на более привычной территории — рынках США и Европы. Достаточно крупные и развитые компании, с опытными командами закалёнными в табачных войнах, такие как R.J. Reynolds, Philip Morris и Rothmans International одна за другой выходили на широкий мировой рынок и отхватывали солидные куски, когда то принадлежащего только BAT, пирога. К началу 1970-х гигемония BAT на интернациональном рынке была безвозвратно потеряна. Последней каплей в море непреодолимых проблем стало вступление Великобритании, в 1973 году, в Европейское экономическое сообщество.

Однако British American Tobacco была не такой простой компанией, что бы её легко можно было «съесть» конкуренцией. Аналитики BAT подсчитали, что в ближайшие тридцать лет табачный рынок будет только падать и было принято решение переориентировать компанию. Был создан оперативный штаб специалистов, таких как Дензил Кларк, Ричард Добсон и Питер Макадам, чтобы диверсифицировать бизнес из табачной ниши в такие отрасли как бумажная промышленность, производство косметики и розничной торговли. Кульминацией такого разворота стало формирование холдинговой компании BAT Industries в 1976 году.

К началу 1990-х финансовые услуги были основой бизнеса BAT, однако случилось мировое событие, которое дало компании повод для возвращения на табачный рынок. 1991 год. Пал СССР и его «железный занавес». Освободился огромный табачный рынок новой России. И British American Tobacco не упустила своей возможности, используя различные рычаги давления, в том числе и на финансовом рынке, компания достаточно резво «вошла» и начала подминать под себя не паханное поле российского табачного рынка.

К 1998 году, изрядно укрепившись на новом табачном рынке, BAT освободилась от не табачного сегмента своего бизнеса вновь сосредоточившись на производстве табачных изделий. Выйти вновь в мировые лидеры среди табачных производителей помогла историческая сделка 1999 года — объединение BAT и Rothmans International, четвёртого по крупности производителя сигарет в мире.

Конец 20 и начало 21 веков для BAT стали новым витком развития, в котором она успешно захватывала новые рынки, в том числе и те, что потеряла в середине 1950-х. Так, British American Tobacco снова, и в этот раз не менее успешно, вошли на рынок Китая, Турции, Египта, Вьетнами и Южной Кореи. В 2012-м BAT начала активно осваивать свежий рынок электронных сигарет приобретя сначала британские компании CN Creative и Ten Motives и польскую CHIC Group, лидеров на национальных рынках «электронной» продукции.

В 2016-м BAT представила собственные разработки системы нагревания табака под названием GLO. Анонсировали новый продукт в Японии, но сейчас он и ему подобные доступны на практически на всех рынках мира. А в июле 2017-го была заключена историческая сделка — BAT приобрела контрольный пакет акций американской компании Reynolds American Inc., той самой, чьи предки когда-то вытеснили BAT с табачного рынка.

На данный момент, British American Tobacco занимает второе место среди крупнейших производителей никотин содержащих продуктов. В активе компании более 200 сигаретных марок, 44 завода по производству сигарет, персонал в более чем 50 тыс. человек и годовой оборот в 41 миллиард фунтов стерлингов.

Прочие статьи на табачную тему «Уголка Курильщика» можно отыскать на страничке Навигатора .

И помните: курение вредит Вашему здоровью!